11:30 Убийца iPhone: секретная история создания Apple Watch |
В начале 2013 Кевин Линч принял приглашение поработать в Apple. Забавно, что при этом он не имел представления, чем будет заниматься на новой должности. Секретность компании была такой, что его знание о грядущих должностных обязанностях ограничивалось общей формулировкой «вице-президент по технологиям». Впрочем, еще одним заранее известным фактом была работа над чем-то принципиально новым для компании. Странно, что руководство Apple вообще решило предложить должность Кевину Линчу. За восемь лет работы в Adobe, включая время на посту технического директора, он успел прославиться как самый упорный фанат идеи продвижения Flash для мобильных устройств, долгое время пытавшийся бороться со Стивом Джобсом из-за ее отсутствия в iPhone. Нужно ли говорить, что переход Линча в Apple стал поводом для многочисленных насмешек и критики? Кевину пришлось доказывать свою компетентность готовностью бросить все силы на секретный проект Apple. В первый рабочий день ему даже не дали выслушать стандартный инструктаж и рассказ о порядках внутри компании. Его босс, на тот момент это был Боб Мэнсфилд, сразу же отправил Линча работать в студию дизайна — про пенсионные накопления, отпуска и больничные послушать можно когда-нибудь потом. Здесь и далее изображение: Wired
Стоило новоиспеченному работнику войти в студию, стало понятно, что его проект не просто в работе — он приближается к дедлайну и в скором времени должен быть представлен руководству компании. При этом отсутствовали рабочие прототипы, не было готово программное обеспечение. По большому счету, на тот момент в компании экспериментировали с разнообразными идеями типа новых способов использования click wheel или развития идей iPod. Тем не менее, конечная цель была ясна: Джони Айв поручил отделу выпустить революционный продукт, который должен стать лучшим на рынке носимой электроники. Назвать ли это амбициями или обоснованными ожиданиями? А может, тем, и другим сразу? Факт остается фактом: ранее компании Apple удалось трижды устроить революцию на рынке потребительской электроники, изменив представление пользователей о цифровой музыке, смартфонах и планшетах. Одновременно с этим компания щелкнула по носу буквально каждого конкурента, представлявшего подобные продукты до нее. В четвертый раз взойти на пьедестал мобильного рынка было решено с часовой революцией и новым подходом к носимой электронике. Это должно стать первым действительно важным свершением после смерти Стива Джобса, так что ожидания от сотрудников секретной лаборатории были крайне высоки. Руководство поставило перед ними задачу во что бы то ни стало сделать, говоря на языке Apple, «невероятно великолепный продукт».
Почему именно в 2013 году было принято решение о покорении нового рынка? Вероятно потому, что философия Apple заключается в том, чтобы выпускать продукты только тогда, когда они смогут действительно хорошо справляться со своими обязанностями. В случае с часами — всем тем ворохом функций, которые будут доступны пользователям помимо самого времени. «Было ощущение, что технологии постепенно возьмут курс на человеческое тело» — вспоминает Алан Дай, руководитель подразделения Human Interface, — «Мы чувствовали, что самым естественным место для этого должно статьи запястье». Целью появления устройства на запястье было изобретение новых способов взаимодействия пользователя с технологиями. Но только программное обеспечение сможет определить их судьбу: будут ли часы продаваться многомиллионными тиражами, или окажутся самым большим провалом компании Apple с момента создания Newton.
В этот момент на сцену театра Apple Watch выходит Алан Дай. Будучи главой подразделения «человеческих интерфейсов», он отвечал за создание всех принципов взаимодействия пользователя с устройством и устройств с пользователем. Когда на вашем Mac, iPhone или iPad начинают дрожать иконки, символизируя возможность их перемещения, знайте, что это было придумано в лаборатории Human Interface. Так кто же такой Алан Дай? Дизайнер по образованию, он пришел в компанию Apple в 2006 году, имея за плечами опыт работы в модном доме Kate Spade, Ogilvy & Mather, а также проекты для Miller и Levi’s. После работы в маркетинговом отделе Apple, в том числе над созданием упаковок продуктов, Алан был переброшен руководить разработкой интерфейсов. Судя по тому, как мы любим пользоваться техникой Apple, это было правильным решением руководства компании.
Айв начал мечтать о выпуске часов компанией Apple сразу после смерти Стива Джобса в октябре 2011. Вскоре после трагического события Джони пришел с этой идеей к Алану Дайю и небольшой группе других сотрудников студии дизайна. В тот момент они были примерно на середине разработки новой версии мобильной операционной системы. Алан вспоминает: «Мы буквально жили в студии». Небольшая группа дизайнеров работала над седьмой версией мобильной операционной системы, в которой было гораздо больше, чем просто реконструкция программного обеспечения для планшетов и смартфонов. Вместе с ее разработкой изменился вектор развития компании, в том числе потому, что трон теперь занял Джони Айв, заставлявший дизайнеров пересматривать все основные принципы взаимодействия пользователя с операционной системой. Каждую анимацию и каждую функцию приходилось продумывать заново».
Лорн Майклс, продюсер шоу Saturday Night Live призывает своих сотрудников работать буквально на износ, потому что верит, в максимальный творческий потенциал и самые смелые идеи только тогда, когда люди невероятно устают. Такое же положение дел было в команде дизайнеров Apple. Команда работала над анимацией запуска приложений и Центром управления iOS 7, но проводя дни над созданием новой версии операционной системы, по ночам сотрудники переходили к обсуждению других устройств. Вопросы сводились к тому, что нового смогут часы привнести в жизни людей? Что нового можно сделать с устройством, которое вы носите? Примерно в это же время Айв приступил к наиболее глубокому изучению часового дела, начиная с тех времен, когда люди узнавали время по положению солнца. Часы стали его одержимостью. Одержимость стала новым продуктом.
В ходе работы над Watch команда Apple определилась со смыслом существования нового продукта. Вывод оказался очень простым: смартфон портит вам жизнь. Как и многие люди по всему миру, Джони Айв, Кевин Линч, Алан Дай и все остальные сотрудники Apple постоянно вынуждены отвлекаться на смартфоны, непрерывно получая уведомления о разнообразных событиях. «Мы все слишком привязаны к технологиями», — рассказывает Линч, — «Люди постоянно смотрят в экраны своих устройств. Даже когда кто-нибудь порицает использование смартфонов в тех или иных ситуациях, то и дело непроизвольно тянется к своему устройству в кармане, стоит ему издать призывный сигнал или зажужжать». Люди не хотят отказываться от своей вовлеченности в технологии, а в Apple захотели создать устройство, которое позволило бы человеку хотя бы немного больше времени проводить в реальном мире и меньше пропадать в экране смартфона.
Смартфоны слишком глубоко проникли в нашу жизнь. Но что если бы вы могли спроектировать устройство, работающее наоборот? Если бы вы могли создать устройство, которое можно часами не использовать, а главное, у вас даже не будет в этом необходимости? Что если сделать устройство, которое может отфильтровать все лишнее и предоставлять только по-настоящему важную информацию? Таким устройством вы сможете изменить современную жизнь и современных людей. Более трех десятилетий компания Apple создавала технику, которая захватывает и удерживает наше внимание, по большому счету, во много именно она виновата во всеобщей зависимости от технологий. Но теперь было принято решение дать этому отпор. Компания Apple решила все исправить с помощью металлического бруска и стильной миланской петли.
При том, что целью компании было освободить людей от смартфонов, весьма ироничным кажется тот факт, что первый рабочий прототип Watch на самом деле был айфоном, прикрепленным к руке с помощью липучки. «Очень качественным ремешком-липучкой от компании Velcro» — осторожно добавляет Кевин Линч. Команда, занимавшаяся этим проектом, создала симулятор, который отображал на экране iPhone интерфейс Apple Watch в натуральную величину. Разработка программного обеспечения шла намного быстрее, чем самого устройства, для проверки удобства работы с интерфейсом на запястье приходилось пользоваться смартфоном. На экране даже была имитация механической «короны» для управления, однако ее виртуальная копия не могла передать реальных ощущений от использования. Команде разработчиков Watch приходилось искать неожиданные варианты решения проблем, например, для тестирования удобства работы с «короной» была взята заводная головка часов и вставлена в iPhone через гнездо для наушников. В некотором смысле первый настоящий прототип Apple Watch был очень похож на один из многочисленных проектов с Kickstarter, предлагающих заглушки для гнезда наушников в iPhone.
Неуклюжий прототип позволил команде разработчиков Watch начать тестирование основных функций, которые должны были отвлечь людей от смартфонов. Например, они смогли выяснить, как лучше всего отвечать с часов на текстовые сообщения. Первоначально процесс был очень похож на то, как мы пишем сообщения на iPhone: выберите отправителя, введите текст, нажмите кнопку отправки. Это было очень понятно, но заставляло тратить на ответ слишком много времени. Попробуйте поднять руку, будто вы смотрите на часы, и продержать ее в таком положении секунд тридцать. Это очень неудобно, это не тот пользовательский опыт, который мог бы дать людям шанс реже брать в руки смартфон. Так был придуман Quickboard. По большому счету, это робот, который читает ваши сообщения и предлагает несколько возможных ответов. Когда приходит вопрос о дате или предложение заказать на ужин китайскую или мексиканскую еду, часы могут вычленять ключевые слова или предложенные варианты и предлагают быстро ответить на сообщение. Таким образом, во многих случаях не приходится ничего вводить или видеть лишние экраны подтверждения — достаточно выбрать один из предложенных вариантов и тотчас отправить его. Для более сложных коммуникаций решено использовать диктовку Siri, а если ответ предполагается слишком сложным для голосового управления — все-таки придется взять в руки смартфон. Watch могут уменьшить зависимость от iPhone, но не полностью избавить человека от необходимости работы с ним.
По ходу тестирования стало очевидно, что ключевой в работе Watch должна стать скорость. Взаимодействие пользователя с часами в большинстве случаев должно продолжаться всего пять секунд, максимум десять. Разработчики упростили некоторые функции, которые не позволяли управлять часами за считаные секунды. Кевину Линчу и его команде пришлось дважды перестраивать программное обеспечение, прежде чем удалось сделать работу Watch достаточно быстрой. Например, идея предоставления информации в хронологическом порядке в виде списка так и не выйдет за пределы кампуса Apple. В финальной версии программного обеспечения все внимание было уделено минимизации времени взаимодействия пользователя с часами, за счет чего пришлось отказаться от многих традиционных интерфейсных решений.
Возьмите, к примеру, функцию Short Look, когда вы чувствуете вибрацию, обозначающую текстовое сообщение. Стоит повернуть запястье, на экране высветится «Сообщение от Джо», а если сразу убрать руку, сообщение остается непрочитанным, но уведомление исчезнет. Если задержать взгляд на экране Watch, сообщение будет открыто. Таким образом, уровень интереса пользователя к информации и реакция на события позволяет часам расставлять приоритеты и не требовать лишнего внимания в ответ на каждое уведомление. Продолжая разговор о взаимодействии пользователей с часами, стоит отметить экран Glances — единое место для краткой информации типа результатов матчей или новостей. «Мы переосмыслили пользовательский интерфейс», — говорит Линч, — «Мы неоднократно перерабатывали приложения, чтобы они действительно хорошо работали». Команде разработчиков пришлось создавать программное обеспечение, которое предоставляло бы пользователям все необходимое, не требуя к себе излишнего внимания. По задумке компании Apple, стоит пользователю попробовать Watch, после этого будет очень сложно вернуться к использованию одного только смартфона с его постоянными надоедливыми уведомлениями. Apple Watch становятся самым личным устройством, которое только могут найти покупатели.
Если говорить, что процесс создания программного обеспечения Apple Watch был сложным, то работа над самим устройством требовала едва ли не инопланетных технологий. Например, команда, занимавшаяся интерфейсом, решила предложить инженерам реализовать новый вид интерактивности — так называемый моторчик Taptic Engine, работа которого напоминала бы легкое касание запястья пальцем при поступлении уведомлений. Однако задача стояла не только в создании необычной вибрации, но также возможности сигнализировать о разных типах событий. За основу было взято предположение, что запястье человека очень чувствительно к касаниям и позволяет различать разные типы и последовательность прикосновений. Так часы Apple Watch разными типами вибрации позволяют отличать звонок от сообщения или напоминания о встрече до того, как пользователь увидит на экране уведомление. Компания Apple протестировала огромное количество прототипов Taptic Engine, прежде чем смогла найти идеальный вариант. В одних случаях вибрация была слишком навязчивой, в других недостаточно заметной. Решением проблемы оказалась идея превращения различных звуков в физические ощущения, что позволило создать безошибочно различаемые уведомления. Много недель подряд команды разработчиков программного и аппаратного обеспечения встречались, чтобы сделать идеальной тактильные ощущения от уведомлений. Главным в этом вопросе, конечно же, был Джони Айв, который раз за разом критиковал ощущения от Watch и заставлял делать уведомления «менее металлическими» или «более естественными». В итоге на одну только технологию Taptic Engine было потрачено больше года.
Тактильные ощущения от уведомлений стали не единственными примером маниакального внимания к мелочам. Для работы с небольшим дисплеем нужны были новые способы взаимодействия, выходящие за рамки обычных касаний экрана и росчерков. Так была создана «корона» и разработана технология Force Touch для распознавания силы нажатий. Даже шрифт был создан с нуля! San Francisco оказался лучше читаем на маленьком дисплее, чем обычная Helvetica. «На небольшом экране новый шрифт хорошо выглядит за счет большой площади букв и скругленным углам, подражающим форме Watch», — рассказывает Алан Дай, — «Но стоит увеличить шрифт для просмотра на большом экране, он получится немного вытянутым. Мы нашли его более привлекательным».
Все сотрудники, участвующие в проекте, очень серьезно относились к тому факту, что им придется убедить людей прицеплять к своим запястьям устройство. Но может быть это не так уж сложно на самом деле? Швейцарские часовые мастера занимаются именно этим, пусть даже речь идет о механизмах. Основываясь на их опыте, компания Apple решила отказаться от многолетней практики предоставления покупателям ограниченного выбора. Вместо этого часы были сделаны в трех совершенно разных версиях. Спортивная модель из алюминия стоит всего 349 долларов, однако может выполнять такие же функции, как версия Edition за 17 000. Впрочем, Алан Дай настаивает, что получились очень разные продукты.
Чему компания Apple научилась у часовой индустрии, так это тому факту, что сочетания возможности персонализации и красоты — единственный способ увидеть продукт на запястьях многих людей. Нужно было предложить разные варианты размеров, корпуса и ремешков, чтобы удовлетворить все потребности и соответствовать разным бюджетам покупателей. С самого начала разнообразные опции часов Watch занимают центральное место: два размера, три корпуса, легко заменяемые ремешки, различные циферблаты и возможность установки приложений для получения необходимой информации. Все это делает часы действительно персональными. «Мы не хотим три варианта, мы хотим миллионы вариаций», — говорит Дай — «С помощью программного и аппаратного обеспечения мы смогли сделать это».
Благодаря Watch компания Apple делает следующий логический шаг на пути к статусу производителя продуктов премиум-класса, даже в эпоху повсеместного развития технологий. Все дело в том, что часы — больше, чем просто хороший способ получать уведомления и совершать телефонные звонки. Это дань моде. Сейчас задача Apple — постараться убедить пользователей, тонущих в море гаджетов, что эту вещь действительно стоит добавить в свою жизнь. Ставки огромны! Если Apple может утвердить себя в качестве компании, которая продает часы за 17 000 долларов, она сможет завоевать и другие премиальные рынки, например, автомобильный. Бен Бажарин, аналитик исследовательской фирмы Creative Strategies, считает, что компания может осуществить это. «У Apple есть самое выгодное — клиентская база людей, который готовы тратить деньги. Они уже ждут, что еще компания захочет им продать. Внимание многих клиентов люксовой часовой промышленности уже обратила внимание на Apple. Компания, в свою очередь, тоже обратила внимание на этих людей — на создание Watch наверняка было потрачено больше, чем на создание самых экстравагантных Patek Philippe», — комментирует аналитик. Разумеется, бизнес важен для Apple. Но в случае с Watch компания также собирается изменить наши отношения с устройствами. Технологии постоянно отвлекают нас от вещей, которым мы должны уделять максимум внимания. Но может быть теперь Apple сможет помочь нам больше времени проводить с друзьями или семьей, чаще смотреть по сторонам и наслаждаться красотой старого доброго аналогового мира?
Кевин Линч наклонился в кресле и рассказал о своих детях. Рассказал о том, как он благодарен, возможности просто взглянуть на часы и понять, что новое сообщение не требует незамедлительного ответа, а спустя всего мгновение вернуть семье свое внимание. После этого он встает, ему нужно обсудить с Айвом и Даем какую-то важную информацию. За все время нашего разговора Линч ни разу не взглянул на свой смартфон. |
|
Всего комментариев: 0 | |